Инструкция по эксплуатации пожарных рукавов
Виды и применение пожарных рукавов
Крупные объекты и машины пожарной службы должны оснащаться средствами пожаротушения, основным из которых является пожарный рукав. На первый взгляд, его эксплуатация и обслуживание не представляют особой сложности. Но на самом деле пожарный рукав требует правильного обращения и регулярных осмотров.
Пожарным рукавом называют гибкий трубопровод с расположенными на нем соединительными элементами, который необходим для подачи воды к точке пожара.
В зависимости от того, каким способом будет отбираться вода для тушения, выделяют два вида пожарных рукавов:
- Всасывающие, предназначенные для забора воды при помощи мотопомпы или насоса. Делятся на всасывающие (берут воду из открытых источников воды) и напорно-всасывающие (качают жидкость из водопроводной сети).
- Напорные, служащие для подачи воды к месту пожара под давлением. Различают такие виды напорных пожарных рукавов:
- латексированные;
- прорезиненные;
- пластмассовые армированные;
- льняные и льноджутовые;
- с полимерным покрытием, нанесенным с двух сторон;
- рукава на рабочее давление 3 МПа.
Пожарные рукава, которые находятся в запасе или в расчете, должны иметь рабочее состояние.
Правила использования и обслуживание пожарных рукавов
Эксплуатация пожарного рукава – это не только его непосредственное применение на месте пожара. В понятие входит также техническое обслуживание, ремонт, хранение и учет данных средств пожаротушения.
Особенности использования двух видов пожарных рукавов:
Всасывающие:
- укладываются на пожарных машинах в пеналах, на мотопомпах – в специальных местах;
- во избежание быстрого истирания рукавов при хранении их в пеналах и для удобного извлечения оттуда, под них подкладывают прокладочные ленты;
- извлеченный рукав запрещается бросать на землю, так как он может повредиться;
- укладывать в пенал автомобиля грязный или нерабочий рукав нельзя;
- чтобы вода в рукаве не замерзала во время длительного его использования при низких температурах. часть воды необходимо сливать обратно в водоем через напорный трубопровод, подключенный к свободному патрубку;
- при отборе воды с крутого берега или причала желательно привязать разгрузочную веревку за горловину сетки, что позволит избежать повреждения рукава;
- всасывающий трубопровод должен быть герметичным, без частиц песка или земли, резких перегибов и повреждений;
- передвигать рукав, волоча его по земле, категорически запрещено;
- нельзя допускать попадания на рукав едких химических веществ и нефтепродуктов.
Напорные:
- размещаются в отсеках кузова пожарного автомобиля согласно технической инструкции машины;
- протягивание рукава вне помещения должна осуществляться не на проезжей части, через трамвайные или железнодорожные пути – под рельсами между шпалами;
- рукава, размещенные на катушках, накрываются специальным плотным водонепроницаемым чехлом;
- в ходе прокладки рукава следует избегать его перегибов, наличия на земле острых или торящих предметов, химикатов и т. д.;
- если рукав протягивается по лестнице, то он не должен загораживать проход;
- шланг нельзя сбрасывать с большой высоты или бросать на него тяжелые предметы;
- течь рукава должна быть сразу устранена, для этого применяются рукавные зажимы.
Пожарные рукава должны обязательно проходить регулярное техническое обслуживание, которое включает в себя такие работы:
- входной контроль;
- разрезку бухт;
- навязку головок;
- нанесение и проверка качества маркировки;
- оттаивание, отмочку и мойку;
- проведение испытаний;
- скатку, перекатку и хранение;
- сушку;
- ремонтные мероприятия.
Ответственность за поддержание пожарного рукава в исправном состоянии и его сохранность несет на себе начальник подразделения.