Обслуживание систем пожаротушения

1. Основные правила
2. Виды проводимых работ
3. Этапы проводимых работ
4. Особенности в обслуживании разного оборудования
5. Работа с документами

Основные правила

obslujivanie sistem pojarotusheniya 291017За техническую безопасность объектов отвечают системы пожаротушения. По этой причине очень важно следить за их исправностью, и своевременно устранять возникшие неполадки. Мероприятия, направленные на периодическую проверку и тестирование систем пожаротушения призваны отвечать данному требованию. Каждая из таких проверок включает в себя комплекс мер, направленных на выявление недостатков системы в разных ситуациях. В процессе таких работ все этапы тщательно документируются, чтобы в дальнейшем можно было проверить историю проводимых мероприятий и показаний.

Обслуживанием систем пожаротушения занимаются специальные компании, которые имеют необходимые лицензии на виды проводимых работ и дипломированных сотрудников. Владелец или арендатор объекта заключает договор с обслуживающей организацией, в котором прописываются все регламентируемые обязанности по доверенному объекту, и срок выезда обслуживающего персонала на тревожный сигнал. Но, не смотря на это, владелец объекта может частично возложить на себя функции по обслуживаю своего объекта. Для этого руководителем предприятия, обычно, назначается ответственное лицо, функции которого прописываются в должностных инструкциях.

Вся необходимая информация по срокам обслуживания и параметрам используемого оборудования находится в эксплуатационных документах, а все проводимые работы регламентированы положением РД 25 964-90. После монтажа системы пожаротушения на неё заполняют специальный паспорт, который может потребоваться при систематических проверках её работоспособности.

Виды проводимых работ

Перечислим основные виды проверочных работ:

  • Внешний осмотр.
    Во время осмотра системы пожаротушения важно выявить и устранить внешние недостатки, к которым относится ржавчина на металлических узлах, протечка трубопровода, не плотно прилегающие элементы и др. В распоряжении проверяющего есть набор измерительных инструментов для проведения замеров и снятия технических показаний. Все недостатки системы документально фиксируются для их дальнейшего исправления. Согласно нормативам, внешний осмотр необходимо проводить один раз в месяц;

  • Профилактические работы.
    obslujivanie sistem pojarotusheniya 291017 2Задачей профилактических работ является устранение неисправностей, в том числе выявленных при внешнем осмотре системы. Меры профилактического характера проводятся на регулярной основе, что повышает общую готовность системы к борьбе с чрезвычайной ситуацией (пожаром). В комплекс работ входит смазывание механизмов, очищение с металлических поверхностей ржавчины, прочистка труб. Если какой-то узел системы не удаётся привести в нормальное состояние, он заменяется на исправный. Заменяемые части должны обладать идентичными характеристиками, в противном случае они могут выйти из строя, нарушив работу всей системы пожаротушения. Гораздо важней своевременно провести профилактические меры, устранив все недостатки, чем столкнуться со сложностями в самый неподходящий момент, когда каждая секунда на счету. Частота проведения профилактических работ определяется из документации на оборудование;

  • Проверка работоспособности.
    Это заключительная часть проверочных работ, которая направлена на тестирование полностью исправной системы и её режимов. Основным приоритетом является проверка электроники, т.к. ни внешний осмотр, ни профилактические работы не способны в полной мере выявить недостатки данной части. А учитывая, что современные системы автоматического пожаротушения во многом зависят от данного компонента, проверка его работоспособности является просто необходимой. Периодичность проверки работоспособности должна быть не реже одного раза в тридцать дней.

Обслуживание может быть как запланированным, когда специалисты следуют конкретному графику или расписанию, так и внеплановым, когда происходит ложное срабатывание или выявляются иные неисправности.

Этапы проводимых работ

В первую очередь задачей владельца или арендатора объекта является поиск обслуживающей организации, которая имеет необходимые лицензии на виды работ, квалифицированных сотрудников и необходимый инструментарий. После того, как такая организация найдена, с ней заключается договор на обслуживание объекта. Затем подрядчик выполняет осмотр объекта в присутствии представителя заказчика.

При осмотре объекта и изучении его технической документации выявляются возможные недостатки системы, о которых сообщается заказчику. Это могут быть нарушения в работе трубопровода, электрооборудования, измерительных приборов, запорной арматуры, электропитания, замечания к качеству и количеству ОТВ (огнетушащее вещество). При проверке систем питания повышенное внимание уделяется необходимости наличия резерва, на который система пожаротушения могла бы переключиться в случае обесточивания или аварии центральной энергосети.

После того, как все элементы системы осмотрены, дело доходит до профилактических мер. Целью профилактики является устранение неисправностей системы, выявленных в ходе её работы. Проведя тестирование разных режимов, специалисты обслуживающей компании выявляют слабые звенья в обеспечении пожарной безопасности объекта, которые сложно выявить при поверхностном осмотре.

После проведения профилактических работ, подрядчик приступает к составлению технической документации, в которой фиксируются все обнаруженные недостатки противопожарной системы доверенного им объекта и пути их исправления. Заказчику даются рекомендации по замене старых или вышедших из строя частей на новые. Иногда может потребоваться ремонт. Все виды проводимых работ должны соответствовать нормативным актам.

Особенности в обслуживании разного оборудования

obslujivanie sistem pojarotusheniya 291017 3В виду того, что системы пожаротушения могут быть разными по типу используемых ими огнетушащих веществ, их осмотр и проверка будут отличаться друг от друга. Так, например, проверка системы порошкового пожаротушения будет отличаться от газового и водяного. Подрядчик должен хорошо разбираться во всех типах ОТВ и знать, какой комплекс мер необходимо предпринять для тестирования пожаротушения, базирующегося на каждом их них.

Техническое обслуживание систем водяного пожаротушения заключается в постоянном контроле уровня воды в баке-резервуаре. Если уровень воды не соответствует заявленным нормам, то это может свидетельствовать об утечке в самом резервуаре или трубопроводе. После осмотра и выявления неисправности, её устраняют, а все данные заносят в журнал.

Согласно нормативам, необходимо регулярно проводить проверку следующих элементов:

  • ежемесячно проверяется насосная станция;
  • два раза в месяц тестируется насосное оборудование;
  • ежегодно подлежат проверке манометры (датчики давления);
  • ежегодно проверяют пневмобак.

При обслуживании порошкового пожаротушения, помимо перечисленных выше мероприятий, в первую очередь проверяют давление в баллонах, которое должно соответствовать задокументированной норме. Данную проверку осуществляют один раз в месяц. Затем берут пробу порошкового вещества и определяют его консистенцию, сыпучесть, убеждаются в отсутствии комков. После
сработки систем порошкового пожаротушения, с целью очистки, осуществляется продувание баллонов азотом.

Газовое пожаротушение тоже имеет свои нюансе в проверке работоспособности. Сперва нужно правильно определить массу огнетушащего вещества. Это делают либо с помощью обычного взвешивания, с последующим вычитанием массы пустой ёмкости, либо с помощью того же давления. Взвешиванием проще всего определить массу ГОТВ в модульных установках, хотя почти все они имеют на своих корпусах и манометры для контроля давления. А вот в централизованных системах газового пожаротушения массу ГОТВ проще определить посредством давления, поскольку это крупногабаритное и тяжёлое оборудование, не так легко или вовсе не поддающееся перемещению для процедуры взвешивания. После того, как газовая система сработала, производят её дозаправку ГОТВ и заменяют вышедшие из строя элементы, которыми часто бывают активирующие пиропатроны и модули.

Работа с документами

На любом объекте должен присутствовать необходимый набор основной документации. Среди этих документов должен присутствовать и график обслуживания объекта, в который могут вноситься изменения при дальнейшей модернизации системы пожаротушения. Каждое обслуживание тщательно заносится в специальный журнал и фиксируется в акте приёма-передачи. Согласно нормативным актам, вся техническая документация должна соответствовать требованиям приложений к РД 25 964-90.

Использование данной статьи, без указания первоисточника (сайт www.abars.ru) активной ссылкой, запрещено.

яндекс Метрика Рейтинг@Mail.ru