Борьба с пожаром на судах

Общая информация

borba s pojarom na sudahДля того, чтобы бороться с пожаром на судне, нужно обладать специфическими и особыми знаниями в области пожаротушения. В данном случае большую роль играют такие факторы, как противопожарное оборудование, которым обладает судно и экипаж, его назначение и тип, а так же груз, который на нём находится. Пожар, вспыхнувший на судне, может стать настоящей трагедией, если корабль достаточно удалён от береговой линии. Чтобы избежать жертв и быстро потушить возгорание, произошедшее на корабле, необходимо иметь в наличии соответствующее противопожарное снаряжение. Ответственным лицом за пожарную безопасность корабля является его владелец, но на практике эта функция владельцем поручается капитану судна. Инструкции по пожарной безопасности предписывают иметь на судах не только ответственное за пожарную безопасность лицо, но и помощника. Функции остальных членов команды строго регламентированы и распределены. Чем лучше члены экипажа судна взаимодействуют друг с другом, тем лучше они подготовлены к возможному пожару на своём корабле. Слаженность действий является одним из ключевых факторов в борьбе с пожаром, т.к. на счету буквально каждая секунда и безопасность людей. 

Учитывая специфику конструкции корабля, огонь может довольно быстро охватить большую площадь, перемещаясь от отсека к отсеку. По этой причине, все изолированные помещения корабля оборудуются автономными системами пожаротушения, которые, в случае возникновения первых признаков возгорания, срабатывают на подавление пламени. Если кто-то из членов команды судна по какой-то причине не выполнил свои функции, или выполнил их не до конца, это может привести к трагедии. Чтобы этого не случалось, экипаж корабля на регулярной основе отрабатывает и закрепляет на учениях полученные знания и навыки. Судно/корабль представляет собой довольно большой объект, с точки зрения пожаротушения. По этой причине, для успешной борьбы с пожаром формируют несколько расчётов или так называемые аварийные партии. Несмотря на то, что функции аварийных партий во многом могут быть идентичны друг другу - они должны следить за исправностью противопожарного оборудования корабля, бороться с возгоранием на нём, разные партии отвечают за разные участки судна. Кормовая аварийная партия отвечает за безопасность на кормовом участке, носовая за безопасность на носовом участке, а партия машинного отделения отвечает за безопасность самого машинного отделения. Таким образом, функции экипажа строго распределены между собой. Практика показывает, что локализация пожара на корабле в течение 15 минут приводит к минимальным последствиям и ущербу. В противном случае тушение пожара многократно усложняется за счёт сильного нагрева конструкций судна и большого количества горючей жидкости.

Профилактические меры

borba s pojarom na sudah profilaktika 2Профилактические меры являются важной составляющей в пожарной безопасности корабля. Учитывая специфику судна, как объекта удалённого от берега, многократно проще предупредить возникновение пожара на нем, чем бороться с ним. Системы тушения пожара, как и другое спасательное оборудование, должны систематически проверятся на исправность. Полученные от таких проверок данные фиксируются в специальный судовой журнал. В профилактических целях члены экипажа проходят обучение пожарной безопасности и, после сдачи соответствующего экзамена, получают документы, подтверждающие полученные и усвоенные ими знания. А для того, чтобы экипаж корабля не утратил полученных знаний, с ним периодически проводят учебные инструктажи и отработку необходимых противопожарных действий в условиях учебной тревоги. На каждом судне должны быть планы пожаротушения, где фиксируются места расположения ключевых противопожарных узлов и оборудования. Согласно инструкциям, корабль нельзя оставлять без вахты, которая будет нести пожарное дежурство. Вахтовые дежурные делают систематические обходы корабля, осматривают перекрытия и другие элементы конструкции судна. В случае возникновения пожара, именно вахтовая служба принимает пожарный сигнал.

В связи с повышенной пожароопасностью судна, на нём отведены специальные места для курения, которые должны быть оборудованы надлежащим образом. В инструкциях указан порядок пользования огнем. То же самое относится и к электрооборудованию и легковоспламеняющимся веществам. Несмотря на то, что непосредственно во время нахождения корабля удалённо от берега требуется проводить работы с огнём (например - сварка), правила и инструкции строго регламентируют такие работы. Каждая работа с огнём является потенциально опасной ситуацией для корабля и людей, находящихся на нем. В связи с этим капитан корабля должен быть заблаговременно осведомлен о предстоящих работах потенциально опасного характера, а непосредственно при самой работе нужно соблюдать все меры предосторожности и защиты. Как и на любом другом объекте, на корабле эвакуационные выходы должны быть свободными, не загромождёнными. Если судно имеет большую длину, то на нём, как правило, должно быть больше одного аварийного поста, где хранится оборудование для тушения возгораний. Корабли небольшого размера могут вполне обходиться одним аварийным постом.

Тушение пожара на судне


Главным ответственным лицом на корабле является его капитан, в том числе при борьбе с пожаром. Капитан или назначенный им помощник руководит процессом и следит, чтобы соблюдались все нормы и инструкции пожарной безопасности на судне.

Сами действия по борьбе с пожаром на судне делятся на несколько этапов:

  • Разведывательная деятельность.
    tushenie pojara na korableПожарная разведка является основным способом получения как можно больше информации о характере пожара. На этом этапе выясняется категория пожара, которая зависит от материалов горения, площадь пожара, его очаг и места горения. Разведка прогнозирует развитие пожара и потенциальный риск, который может возникнуть как для людей, так и для самого судна. Проверяются пути эвакуации и, в случае необходимости, проводится эвакуация граждан в безопасное место. Разведывательная бригада должна быть экипирована защитным обмундированием. Если пожар находится в труднодоступном месте корабля, то разведка может использовать специальные инструменты для того, чтобы пожарное оборудование получило непосредственный доступ к возгоранию.
  • Ограничение области распространения пламени.
    Чтобы не дать огню распространиться на соседние отсеки и помещения, проводятся действия по их очищению от материалов, которые могут гореть. Повышенное внимание уделяется проводке, которая может передать огонь из одного отсека в другие и перекрытия. Не затронутые огнём соседние отсеки могут заблаговременно обрабатываться огнетушащим веществом, чтобы сбить температуру среды и не допустить появления в них огня.

  • Недопущение взрывов.
    Критически важным является не допустить взрывов на корабле, т.к. в этом случае может увеличиться не только площадь пожара, но и сам корабль может получить серьёзные повреждения корпуса и затонуть, не говоря уже о возможных жертвах среди людей. Чтобы этого не допустить, проводится перемещение взрывоопасных и горючих материалов и жидкостей в безопасное место, где данные материалы не будут подвержены риску высоких температур или прямого огня.

  • Тушение пожара.
    Заключительной частью в борьбе с пожаром является его тушение до полной ликвидации. Если горение внутренних отсеков сопровождается большим количеством дыма, который затрудняет видимость пожарной команде и вредит органам дыхания, проводятся специальные меры по установке систем дымоотведения. Это стандартная процедура, в том числе и для многих наземных объектов, но, тем не менее, требующая внимательного подхода. Борьба с пожаром должна проводиться хорошо обученным персоналом команды, облаченном в защитные костюмы и средства защиты органов дыхания. После тушения пожара важно убедиться, что не осталось тлеющих материалов, которые могли бы спровоцировать новое воспламенение. Учитывая специфику такого объекта, как корабль, недостатка в таком виде огнетушащего вещества, как вода, явно не прогнозируется, а значит возгорание на судне тушится по большей части стационарными средствами. Важно знать, что последовательность действий при тушении разных секторов корабля может различаться.


Pojarnaya trevoga na korableЛюбой член экипажа судна, заметивший возгорание на корабле, должен оповестить об этом посредством извещающего аппарата все посты. После этого активируется сигнальная тревога, и все члены экипажа звуковым сигналом оповещаются о чрезвычайном положении на судне. В связи с тем, что на корабле предусмотрено несколько различных оповещающих сигналов, все они должны отличаться друг от друга. Если на потенциально опасном пожара участке находится активное электрооборудование, то его необходимо отключить. Когда пожар полностью потушен, проводится осмотр судна с занесением в специальный журнал всех фактов и деталей случившегося. В нём указываются все полученные судном повреждения в результате пожара.

Несмотря на отсутствие недостатка воды при тушении пожара на корабле, на нём устанавливают системы с разным типом ОТВ (огнетушащее вещество). В первую очередь это определено тем фактором, что не все категории пожаров можно потушить водой, а некоторые материалы и вовсе противопоказано тушить этим ОТВ. Ещё при проектировании судна в него закладывают систему внутренних трубопроводов, по которым подаётся огнетушащее вещество.

  • Жилые помещения корабля стоят под надзором спринклерной системы пожаротушения;
  • Для безопасности машинных отделений используют ОТВ на основе пены. То же самое касается насосных;
  • Суда, перевозящие газ и нефть, с загрузкой горизонтального типа, защищает дренчерная система;
  • ОТВ порошкового типа используется при транспортировке газов в сжиженном виде

Как уже говорилось в данной статье, основа ОТВ судна базируется на воде. Вода в данном случае берётся за бортом корабля и заполняет систему внутренних пожарных трубопроводов судна. За процесс подачи забортной воды в пожарные трубопроводы отвечает один из элементов, называемый заслонкой. Заслонка при необходимости полностью перекрывает подачу забортной воды. Закольцованная система трубопроводов считается более надёжной, чем с ответвлениями, т.к. в случае выхода из строя одного участка цепи, его функции берут на себя другие (кольца).

Использование данной статьи, без указания первоисточника (сайт www.abars.ru) активной ссылкой, запрещено.

яндекс Метрика Рейтинг@Mail.ru