Техническое обслуживание АПС
Техническое обслуживание сложных систем, выполняющих сразу ряд функций, – это задача, требующая от исполнителя профессиональных знаний об устройстве и принципе работы таких комплексов.
Цели техобслуживания АПС
Установка пожарной сигнализации на объекте – это еще не гарантия полной защищенности присутствующих там людей и имущества от пожара. Всегда есть доля риска, что система не сработает вовремя, или выйдет из строя в неподходящий момент. Ложные срабатывания АПС – одна из самых частых жалоб на пожарную или охранную сигнализацию.
Полную уверенность в том, что АПС сработает во время пожара дает только проводимое регулярно техническое обслуживание, в цели которого в первую очередь входит проверка исправности элементов и поддержание работоспособности системы, испытание сигнализации.
Кроме того, доверяя работы по ТО специалистам, заказчик сможет не бояться плановых и внеплановых проверок МЧС, поскольку проверка соответствия документации на объекте пожарным нормативам и правилам – входит в задачи исполнителей по техническому обслуживанию систем АПС.
Автоматическая пожарная сигнализация: особенности
Сложность слежения за состоянием автоматической пожарной сигнализации состоит в том, в составе АПС есть несколько устройств, каждое из которых выполняет свои функции:
- извещатели, сигнализирующие о пожаре;
- устройства, отвечающие за автоматическое включение речевого оповещения;
- ПТ – пожаротушения;
- ДУ – дымоудаления;
- устройства подачи сигналов к контрольному пункту;
- СКУД – контроль и управление доступом.
В целом, весь комплекс отвечает за получение сигнала о пожаре, его обработку, передачу и формулировку информации о пожаре на объекте.
Проконтролировать исправность и готовность к работе всех устройств и элементов АПС непросто, однако, важность работ по ТО трудно переоценить.
Работы по техническому обслуживанию АПС
Задачи электромонтера охранно-пожарной сигнализации, обслуживающего противопожарное оборудование на объекте:
- Проверить работоспособность АПС.
- Отследить возможные появления сбоев в работе.
- Заменить изношенные детали и элементы, не дожидаясь их поломки.
Разные виды работ по обслуживанию пожарной сигнализации организуют с неодинаковой периодичностью: раз в год; раз в квартал или раз в месяц.
Каждый год требуется очищать датчики (извещатели) от пыли и загрязнений, при поломке заменять их на новые или ремонтировать, а также:
- модернизировать сигнализацию;
- предоставлять рекомендации по грамотному использованию противопожарного оборудования;
- отмечать в журнале учета работы, которые проведены;
- измерять и анализировать параметры шлейфов сигнализации;
- составлять акты и протоколы осмотра АПС.
В случае если система пребывает в исправном состоянии (слежение за этим возлагается на руководителя организации) и не требует внепланового техобслуживания, 1 раз в квартал проводится проверка работоспособности оборудования. Выполняет работу сотрудник организации, отвечающий за ТО АПС и СОУЭ на данном объекте. После проверки в свободной форме составляется соответствующий акт.
Ежемесячно АПС обслуживаются таким образом:
- внешние осмотры для фиксации повреждений составляющих элементов системы и устранения неисправностей;
- проверка работы ПО, установка обновлений, очистка от устаревших (ненужных) файлов и оптимизация программ;
- профилактическая очистка оборудования от пыли и грязи;
- контроль состояния блоков питания;
- регистрация показаний блоков питания: напряжения, силы тока, сопротивления;
- проверки разъемов, соединений, их починка при необходимости;
- запись в журнале учета о проведении и завершении работ.